О результатах работы в 2017 году Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры в сфере надзора за исполнением законов об охране и использовании водных объектов

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2017 году особое внимание уделено состоянию законности в сфере охраны и использования водных объектов.

С учетом планомерной работы в 2015-2016 г.г. (23 исковых заявления природоохранной прокуратуры), в 2017 году (6 исковых заявлений природоохранной прокуратуры) всех основных загрязнителей водных объектов (крупных водопользователей) в Ростовской области суды обязали исключить сброс сточных вод с превышением установленных нормативов. Вступившие в законную силу решения судов находятся на исполнении.

Так, во исполнение решения суда иску природоохранной прокуратуры с целью предотвращения загрязнения реки Глубокая выполнены работы по капитальному ремонту очистных сооружений канализации в г. Миллерово (2 этапа) общей стоимостью 254 млн. рублей.

Во исполнение решения суда по ранее направленному иску с целью предотвращения загрязнения реки Кумшак на основании муниципального контракта от 18.07.2017 стоимостью 256 млн. рублей, заключенного администрацией Цимлянского городского поселения, ведется строительство очистных сооружений канализации в г. Цимлянске, которое планируется завершить в сентябре 2018 года.

По результатам рассмотрения представления природоохранной прокуратуры Минприроды РО рассчитан и взыскан ущерб в 4,9 млн. рублей, причиненный реке Темерник сбросом сточных вод с ЖК «Суворовский» ООО «КЭСК».

В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в орган предварительного расследования направлен 1 материал проверки для решения вопроса об уголовном преследовании генерального директора АО «Аксайская ПМК РСВС» по ч. 2 ст. 247 УК РФ по факту загрязнения водного объекта балки Жанкина сточными водами, отводимыми с территории г. Аксая.

В 2017 году выявлены факты незаконного предоставления в частную собственность ограниченных в обороте земельных участков в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения, расположенного в х. Дугино Азовского района. С целью устранения нарушений законов в Азовский городской суд в 2017 году направлено 9 исковых заявлений, 8 удовлетворено, 1 на рассмотрении.

С учетом принятых в 2016-2017 г.г. мер природоохранной прокуратурой (в Азовский городской суд предъявлено 40 аналогичных исковых заявлений) удалось пресечь незаконную приватизацию таких земельных участков в границах второго пояса зоны санитарной охраны на берегу реки Дон.

В результате ранее проведенного природоохранной прокуратурой анализа состояния законности и информирования прокуратурой области Губернатора области на основании подготовленного природоохранной прокуратурой проекта информации с 01.09.2016 Правительством Ростовской области полномочия по разработке предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории области возложены на министерство строительства, архитектуры и территориального развития области (ранее такие полномочия не были закреплены за каким-либо органом в области).

В подпрограмму «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области» государственной программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595, 01.03.2017 включены мероприятия по подготовке предложений по определению границ зон затопления, подтопления пойменных территорий рек.

В 2017 году на территории области определены границы зон затопления (подтопления) протяженностью 561,74 км, в том числе на территории периодически затапливаемой дельты реки Дон, по результатам исполнения государственного катаракта, заключенного Минстроем области, стоимостью 21,5 млн. рублей.

Всего в ходе проверок исполнения законов в сфере охраны и использования водных объектов в 2017 году выявлено 613 нарушений законов, с целью устранения которых внесено 80 представлений, в суды области направлено 24 исковых заявления. По результатам принятых мер прокурорского реагирования нарушения законов устранены, к дисциплинарной ответственности привлечены 47, к административной – 25 лиц. В орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании направлен 1 материал в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Указанная работа в 2018 году будет продолжена.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 2 класса М.А. Богославский

15.02.2018

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о специальном режиме хозяйственной деятельности в водоохранных зонах

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Согласно части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

В силу части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

На местности границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются посредством специальных информационных знаков с целью информирования граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 4 500 рублей; на должностных лиц - от 8 000 до 12 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 400 000 рублей.

Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 2 класса М.А. Богославский

21.02.2018