Что такое «кибербуллинг» и как с этим бороться

Стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми угрозами и вызовами. Информационно-телекоммуникационные сети изобилуют различными сомнительными развлечениями, пропагандирующие секс, жестокость и насилие. Очевидно, что дети в силу возрастных особенностей нуждаются в дополнительной правовой защите от деструктивного информационного воздействия.

Каким информационным угрозам подвергаются дети?

Угрозу нормальному нравственному развитию ребенка может таить в себе переписка с неизвестными лицами в онлайн пространстве. На протяжении нескольких лет в республике регистрируется рост количества уголовных дел, возбуждаемых по фактам вступления взрослыми лицами в переписку с детьми на сексуальные темы, сопровождающиеся рассылкой изображений порнографического содержания, получением обманным путем от несовершеннолетних фотографий интимного характера. Указанные действия являются преступлениям против половой неприкосновенности и квалифицируются по статьям 132 и 135 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от возраста потерпевшего лица. Так, за вступление в интимную переписку с несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет действия обвиняемых могут быть квалифицированы по части 2 либо 3 статьи 135 УК РФ, если же потерпевший не достиг 12 лет действия обвиняемого могут быть квалифицированы по пункту «б» части 4 статьи 132 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком от 12 до 20 лет.

Какие опасности таит интернет пространство?

Не меньшую опасность для детей несет так называемый «кибербуллинг» (англ. «bullying»), обозначающего агрессивное преследование, травлю с использованием цифровых технологий. Он может проходить в социальных сетях, мессенджерах, игровых платформах, мобильных приложениях. Это повторяющиеся эпизоды, цель которых – напугать, разозлить, опозорить тех, кого преследуют. В частности, вариантами кибербуллинга является распространение ложной информации или размещение непристойных фотографий кого-либо в социальных сетях, оскорбляющие сообщения или угрозы, выдача себя за другое лицо и отправка непристойных сообщений от его имени, исключение из публичных групп и прочее. Зачастую травля в реальной жизни и кибербуллинг происходят одновременно, особенно в подростковой среде. Подобное длительное и интенсивное поведение может в конечном итоге привести к необратимым последствиям.

О наличии негативного влияния информационной среды, наряду с постоянным общением в социальных сетях, могут свидетельствовать подавленное настроение, замкнутость, наличие порезов на руках и ногах, странных рисунков и надписей на теле, слишком раннее пробуждение ребенка, увлечение странной музыкой, звуками животных (китов), пропуски школьных занятий, иное поведение, которое обычно не характерно для ребенка.

Что нужно знать родителям, чтобы не допустить трагедии или совершения преступлений в отношении ребёнка?

К сожалению, одних только усилий со стороны контролирующих и надзорных органов по ограничению доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент, недостаточно, чтобы полностью оградить детей от вредной информации. Здесь очень важна роль семьи и школы, в первую очередь, родителей. Именно самое близкое окружение обладает наибольшей возможностью обеспечения информационной безопасности детей.

Необходимо знать, что Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» на родителей возложена обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, в т.ч. обеспечивать условия для их здоровья и безопасности. Из этого вытекает право и обязанность родителей и иных законных представителей определять не только время, продолжительность и периодичность потребления детьми различного рода информации, но и отслеживать ее содержание.

В свою очередь тотальный контроль за поведением ребенка и его общением в сети Интернет может привести и к негативным последствиям, таким как отдаление от родителей, недоверие, открытые конфликтные ситуации, когда ребенок, в порыве эмоций, может совершить необдуманные поступки. В этой связи, родителям необходимо выстраивать и поддерживать доверительные отношения с детьми с самого детства. Необходимо беседовать с ними на тему безопасного поведения в сети, разъяснив им они не одиноки и никто, включая родителей, членов семьи, одноклассников, педагогов, иных лиц не вправе совершать в их отношении какие-либо негативные действия, будь то психическое, физическое или сексуальное насилие. Родители в силу статьи 38 Конституции Российской Федерации, федеральных законов обязаны защищать детей от каких-либо неправомерных поступков. Неисполнение родителями и иными законными представителями своих обязанностей влечет за собой административную и даже уголовную ответственность, если эти действия сопровождаются жестоким обращением.

Что делать и куда обращаться если ребенок стал жертвой преступления в сети либо подвергается травле?

При выявлении факта увлечения ребенка опасными играми, вступления в сообщества, представляющие опасность для его жизни или здоровья, травли, переписки со взрослыми лицами на интимные темы, необходимо принять следующие первоочередные меры:

- сохранить контакты лиц, совершающих противоправные действия;

- сообщить в правоохранительные органы о противоправных действиях в отношении детей;

- сообщить сведения о доменном имени источника противоправной информации (например адрес страницы сайта «//vk.com/public***) через форму электронного приема обращений, размещенную Роскомнадзором России на официальном сайте по адресу: «www.rkn.gov.ru/treatments»;

- заблокировать доступ к соответствующей странице в социальной сети, мессенджере или Интернете, откуда велось общение;

- запретить доступ ребенка к электронному устройству, откуда осуществлялся выход в сеть Интернет;

- обратиться в психологическую службу образовательной организации, органов управления образования или органов по делам молодежи за оказанием услуг по психологической реабилитации ребенка