Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – закон об охране атмосферного воздуха) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. На территории Ростовской области таким органом является министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), которые распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. п. 2, 5, 19 указанных Требований мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 закона об охране атмосферного воздуха.
Таким образом обязательным условием разработки и согласования хозяйствующими субъектами мероприятий при НМУ является наличие у природопользователя источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, при этом отсутствие НМУ на территории, на которой находится организация и ее объекты, не лишает их обязанности по разработке и согласованию таких мероприятий.
Непроведение хозяйствующим субъектом при получении прогнозов НМУ мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области, а равно отсутствие согласованных с министерством таких мероприятий образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Помощник межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса Г.Н. Землянов
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2021 году на основании задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Установлено, что до настоящего времени в нарушение требований законов министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области административный регламент по предоставлению государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не утвержден, сведения о государственной функции для размещения в реестре в течение 1 календарного месяца со дня вступления нормативного правового акта, устанавливающего полномочие областного органа исполнительной власти по оказанию услуги для размещения в соответствующем реестре не предоставлены.
Отсутствие разработанного и утвержденного административного регламента по предоставлению государственной услуги не позволяет четко сформулировать критерии рассмотрения поступивших в министерство материалов, в соответствии с которыми возможно или невозможно согласовать такие мероприятия.
На основании изложенного министру природных ресурсов и экологии Ростовской области 26.02.2021 внесено представление об устранении нарушений законов, которое по результатам рассмотрения удовлетворено, разрабатывается проект нормативного правового акта об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги.
Помощник межрайонного
природоохранного прокурора юрист 3 класса Г.Н. Землянов
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Установлено, что региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность на территории г. Ростова-на-Дону и Мясниковского района за период с 1 января 2019 года по 14 мая 2020 года на площадку временного накопления отходов (далее - ПВН), расположенную в г. Ростове-на-Дону, пер. 1-й Машиностроительный, на площади около 5 га транспортировано и складировано более 6 млн. куб. м. отходов.
С учетом того, что накопление отходов в силу положений закона допускается на срок не более 11 месяцев, природоохранной прокуратурой в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону предъявлено исковое заявление об обязании их вывезти с ПВН, обеспечив их обращение в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону исковые требования прокурора удовлетворены (не вступило в законную силу). Начало работ по вывозу отходов должно начаться после начала работы объектов межмуниципального отходоперерабатывающего комплекса в Мясниковском районе, запланированного в 1 полугодии 2021 года. Фактическое устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.
Старший помощник межрайонного природоохранного прокурора младший советник юстиции И.В. Науменко
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что более 14 лет не проводилось лесоустройство городских лесов городов Волгодонска площадью 972 га, Новошахтинска лощадью более 1500 га, Красный Сулин площадью свыше 1300 га, Гуково площадью 37 га в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, определения количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Отсутствие актуальных материалов лесоустройства не позволяет органам местного самоуправления осуществлять полномочия по управлению городскими лесами, в том числе по проведению в них санитарных и противопожарных мероприятий, а также по предоставлению лесных участков в пользование, чем нарушаются права граждан.
В связи с выявленными нарушениями законов главам администраций указанных городов внесены представления об устранении нарушений законов, по результатам рассмотрения которых меры к проведению мероприятий по лесоустройству в рамках компетенции органами местного самоуправления не приняты.
По результатам проверок фактического устранения нарушений законов в 1 полугодии 2020 года природоохранной прокуратурой в суды области направлено 4 административных исковых заявления о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным, обязании провести мероприятия по лесоустройству городских лесов.
В настоящее время 3 исковых заявления удовлетворены, 2 решения суда вступили в законную силу, 1 исковое заявление находится на рассмотрении.
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора юрист 2 класса М.И. Суханов